Ровное дыхание большого дизеля

Юрий Буцкий

Любая система фильтрации, будь то очистка масла, воздуха или топлива является неотъемлемой частью двигателя внутреннего сгорания. Это как в живой природе – убери важный орган, и нет организма.

 Дизель и прежде славился особыми требованиями к точности изготовления деталей и их чистоте в процессе эксплуатации. Современный дизель эти требования приумножил. А дорогой многолитровый агрегат с системой рециркуляции отработавших газов, сажевыми фильтрами и прочими экологическими новациями – тем более.

 Чем лучше фильтрация, тем меньше износ прецизионных деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Можно и по-другому: чем чище топливо, масло и, в особенности, воздух, тем дольше путь до капремонта. Что значит «в особенности»? С чего это такие реверансы воздуху? Ответ прост: именно через воздух в двигатель попадают твердые частицы, вызывающие механический износ. Именно воздух, если он плохо очищен, вызывает неорганическое загрязнение масла. В свою очередь это способствует накоплению в масле продуктов износа и ускоряет его окисление, что тоже сказывается на двигателе. Кроме того, грязный воздух снижает ресурс сажевых фильтров, и примеры эти можно продолжить.

 Немецкий исследователь Михаэль Дурст (M. Durst) показал, что за десять лет эксплуатации в двигатель стремится проникнуть более шести килограммов пыли. И быть беде, если бы не система фильтрации, состоящая, как правило, из двух ступеней: так называемого моноциклона со сбором отсепарированной пыли в бункер и бумажного фильтрующего элемента. Именно в нем, сменном элементе, и происходит отделение самых опасных для ЦПГ загрязняющих частиц. Вот об этих фильтроэлементах и поговорим.

Любой рассказ выигрывает от наглядных и убедительных примеров. Не будем изменять этому правилу. Далее мы будем опираться на опыт и ассортимент российского завода «Цитрон», освоившего более 700 позиций воздушных фильтров и 625 позиций фильтров салонных. Скажем больше: этот завод – один из немногих в нашей стране, кто выпускает фильтроэлементы для грузовиков и спецтехники. Ну точно по нашей теме.

 

Возьмем изделие «Цитрон» в руки. Воздушный фильтрующий элемент не имеет корпуса в привычном понимании. Фильтрующая штора по торцам заливается полиуретаном, который после застывания служит каркасом изделия и обеспечивает герметичность при установке в воздухоочиститель. Для этого формируется особый кольцевой поясок. Бывает и тка: штора по торцам приклеивается к металлическим или пластмассовым крышкам, к которым крепится уплотнительный поясок. Словом, технологий может быть несколько. Здесь полезно отметить, что в клеевых операциях «Цитрон» использует материалы компании Klebchemie (торговая марка Kleiberit), одного из лидеров в своем деле. Что ж, фирма, она и есть фирма – все аккуратно, ни загрязнений, ни подтеков. Немецкий клей обеспечивает отличную адгезию, надежное крепление крышек и стойкость соединения в широком диапазоне температур.

 Уплотнительный поясок мягкий, податливый и одновременно упругий. Нажимаем на него пальцами, держим секунд десять, отпускаем. Поясок легко деформируется, но после снятия нагрузки мгновенно возвращается в исходное положение без малейших признаков остаточной деформации. Поверхность пояска ровная, без бахромы, раковин и отслоений.

 Теперь о фильтрующей шторе. Важно знать, что фильтрация воздуха требует бумаги с определенной плотностью и пористостью. А еще – с особой пропиткой, которая должна: противостоять влаге – раз; повышать механическую прочность и термическую стойкость шторы – два; быть экологичной – три (все же двадцать первый век на дворе!). Надо ли говорить, что для воздушных фильтроэлементов «Цитрон» закупает бумагу, отвечающую всем перечисленным требованиям. У кого закупает? Никакого секрета: у фирм Hollingsworth & Vose (США) и Ahlstrom (Италия). Эти компании в представлении не нуждаются – их продукцию используют все мировые производители фильтров.

 Крышки (если они металлические), внутренние трубки и наружные обечайки фильтров «Цитрон» выполнены из стали с гальваническим покрытием. Покрытие придает изделию коррозионную стойкость во время эксплуатации и позволяет хранить детали на складе даже при повышенной влажности. Кроме того, внутренняя трубка усилена ребрами жесткости – но об этом чуть позже.

 А теперь обратимся к данным лабораторных испытаний. Мы побывали в Испытательном центре НАМИ, где фильтры «Цитрон» проходили сертификацию. Согласно требованиям ОСТа, при испытаниях проверялись четыре параметра: сопротивление воздухоочистителя в сборе, средний коэффициент пропуска пыли, продолжительность работы до предельного сопротивления при определенной запыленности воздуха на входе и герметичность фильтрующего элемента. Разумеется, все прошло успешно – иначе эта статья просто не появилась бы.

 Что касается конкретных цифр, очень интересно взглянуть на результаты, полученные в собственной испытательной лаборатории «Цитрон». Здесь по методике ISO 5011 взяли и сравнили два изделия – собственный фильтроэлемент 9.1.288 и импортный аналог. И вот что оказалось.

И там, и там – бумага Ahlstrom. Данные по герметичности, грязеемкости и тонкости отсева совпадают. Эффективность очистки, т.е. процент задержания частиц пыли заданных размеров (25-30 мкм), у фильтра вплотную приблизилась к лучшим показателям фильтрации и составила 99,4%.

Размеры, естественно, одинаковые, технологии изготовления крышек и трубок тоже – но лишь на первый взгляд. Вот оно, отличие, и важное – внутренняя трубка 9.1.288 выполнена из просеченного металла с ребрами жесткости для повышения прочности. У аналога таких ребер нет. А это означает, что российский фильтроэлемент выдержит гораздо большие перепады давления в воздухоочистителе, чем зарубежный коллега. Трубка не сомнется, не потянет за собой штору, и не разгерметизирует систему, даже если в воздухоочиститель попадет изрядное количество воды (у нас и не такое бывает).

А теперь небольшая загадка: как соотносятся цены на эти изделия? Интуиция подсказывает, что «россиянин» дешевле – но намного ли? Оказывается, намного: оптовая цена 9.1.288 составляет 1139 руб., аналога – 2100 руб. Эти цифры ставят жирную точку в споре двух изделий.

Итак, испытания в НАМИ и в собственной лаборатории (в том числе и сравнительные) подтверждают: воздушные фильтрующие элементы «Цитрон» для грузовиков и спецтехники – это современные изделия из лучших комплектующих. Они обеспечивают высококачественную очистку в сочетании с низкой сопротивляемостью потоку воздуха и гарантируют долгую жизнь дорогому грузовому дизелю. И все это при весьма демократичной цене самого фильтра.

Online каталог

Контакты

  • 356240, Россия, Ставропольский край,
    г. Михайловск, ул. Почтовая, 79а
  • +7 (495) 730-57-42
  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика

 

 

 

О компании

Завод «Цитрон» - является крупнейшим производителем автозапчастей для иномарок и отечественных автомобилей в России. Более 20 лет специалисты завода создают надежные запчасти под торговой маркой «Цитрон» с использованием инновационных западных технологий, уделяя особое внимание контролю качества продуктов на каждом этапе их производства..... Читать далее...

Облако тегов

Scroll to top
.